Все новости  /  События  /  Опыт повышения уровня финансовой грамотности и развития финансового образования в Российской Федерации был представлен государствам – участникам СНГ
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

 

 

Опыт повышения уровня финансовой грамотности и развития финансового образования в Российской Федерации был представлен государствам – участникам СНГ

22.10.2013.

В рамках повестки дня 5-го заседания Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ, которое проходило 17 октября 2013 г. в г. Киеве (Украина), российской стороной был представлен опыт реализации кооперационного Проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации», сообщает пресс-служба Роспотребнадзора.

Внимание участников заседания было акцентировано на объективной значимости создания действенных механизмов по защите прав потребителей финансовых услуг при одновременном повышении уровня их правовой просвещенности, что определяет необходимость организации комплексного, системного подхода к совершенствованию существующих форм и методов защиты соответствующих прав потребителей, как, безусловно, социально-ответственной и значимой функции любого правового государства.

Текущее председательство России в «Группе двадцати» создает дополнительные благоприятные возможности для дальнейшего развития деятельности в направлениях, отвечающих требованиям к созданию эффективной системы защиты прав потребителей в финансовой сфере.

Поэтому целый ряд мероприятий, проведенных Россией в рамках председательства в «Группе двадцати», явился ярким подтверждением актуальности вопросов защиты  прав потребителей в сфере финансовых услуг для всего мирового сообщества.

Так, 13-14 июня 2013 г. в г. Москве при поддержке Всемирного банка и ОЭСР состоялась конференция «Расширение возможностей потребителей финансовых услуг через повышение уровня финансовой грамотности и эффективности систем защиты прав потребителей». В мероприятии приняли участие представители России (Экспертное управление Президента Российской Федерации, Минфин России, Роспотребнадзор) и других стран «Группы двадцати», ОЭСР, Всемирного банка, а также эксперты из других международных организаций.

Важным документом, подтверждающим глобальный интерес к теме защиты прав потребителей финансовых услуг, явилось коммюнике, принятое по итогам встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы двадцати», прошедшей 19-20 июля 2013 г. в г. Москве.

Наконец, основным определяющим документом в этой сфере явилась декларация, которую приняли лидеры «Группы двадцати» по итогам саммита, состоявшегося 5-6 сентября 2013 г. в г. Санкт-Петербурге.

Россией в качестве главной задачи на ближайшую перспективу (до 2020 года) признана необходимость разработки и утверждения стратегии защиты прав потребителей, которая должна вобрать лучший мировой опыт и стать основополагающим системным документом, призванным определить приоритеты и направления развития нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей, а также перечень организацион­ных мероприятий, связанных с развитием национальной системы защиты прав потре­бителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и укреплением роли и места общественных потребительских организаций.

Значимость реализуемого при поддержке Всемирного банка проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» обусловлена еще и тем, что вопросы защиты своих прав в финансовой сфере становятся острой насущной проблемой для самих потребителей. 

Так, неуклонно, из года в год растет число граждан, обратившихся за разъяснениями в данной сфере правоотношений в консультационные центры и пункты Роспотребнадзора. Если по итогам 2011 года за консультациями относительно защиты прав потребителей финансовых услуг обратилось 9,5 тыс. человек, в 2012 году – 10,2 тыс. человек, то за 9 месяцев 2013 года (по предварительным данным) около 9 тыс. человек.

В этой связи задачи развития, стоящие перед Проектом, направлены в первую очередь на повышение финансовой грамотности российских граждан, где основной акцент делается на школьниках и студентах ВУЗов, как будущих потребителях финансовых услуг, а также на потенциальных и уже активных потребителях базовых финансовых услуг с низким и средним уровнями доходов, причем особое внимание в этой работе уделяется укреплению потенциала для повышения качества защиты прав потребителей финансовых услуг.

В ближайшей перспективе в рамках реализации мероприятий, обеспечивающих  информирование общественности о различных аспектах защиты прав потребителей финансовых услуг, будут разработаны печатные информационные продукты для потребителей, среди которых буклеты, (порядка  500 тыс. экз.), брошюры (10 тыс. экз.), плакаты (50 тыс. экз.) и др. Данные информационные материалы будут ориентированы на различные группы потребителей и содержать в себе наряду с общими также и более конкретные рекомендации, учитывающие специфику и сложность отдельных видов  финансовых услуг.

Несмотря на то, что законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, уже имеющее свою двадцатилетнюю историю, стало неотъемлемой частью российской правовой системы и продемонстрировало свою устойчивость в условиях быстро изменяющейся экономической ситуации, Россия намерена совершенствовать систему защиты прав своих граждан как потребителей, учитывая при этом лучшие мировые практики, осуществляя эффективное взаимодействие с мировыми (национальными и наднациональными) организациями.

Подобная работа проводится и в государствах Содружества, так, к примеру, в июле 2013 года в Республике Молдова принят Закон о кредитных договорах с потребителями, вопросы совершенствования законодательства в этой сфере актуальны для Республики Беларусь, Республики Казахстан.

Участниками 5-го заседания Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ признано, что сложность системы регулирования и несовершенство финансового сектора, низкая финансовая грамотность и осведомленность потребителей о своих правах в финансовой сфере требуют комплексного подхода, включающего меры по систематизации информации и распространению лучшей практики защиты прав потребителей на финансовых рынках.

В этой связи членами Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ была заявлена готовность продолжить работу по обмену соответствующим практическим опытом, что будет способствовать повышению правовой защищенности населения Содружества на фоне сохраняющейся неустойчивости финансовых рынков.

Другие материалы

Голосование

Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?



/spravochnik/zawita_prav_potrebitelej_kuda_zhalovatsya/

/poleznaya_informaciya/obrazcy_dokumentov/pretenziya_obrazec/
Законодательство

 

Закон РФ "О защите прав потребителей"

 

Перечень товаров не подлежащих возврату, обмену

 

Перечень товаров не подлежащих подмене на время ремонта

 

Перечень технически сложных товаров

 

Страница создана: 22.10.2013  |  00:00

Страница изменена: 13.07.2022  |  23:21