С 2016 года Роспотребнадзор планирует блокировать интернет-магазины за нарушение прав потребителей
В целях совершенствования государственного управления в области защиты прав потребителей и усиления правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Роспотребнадзор разработал проект изменений в действующее законодательство о защите прав потребителей.
В пояснительной записке к пакету поправок указано, что в настоящее время динамично развивается индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
По экспертным оценкам в 2014 году оборот рынка российской Интернет-торговли вырос на 31% и достиг 713 млрд. руб. Покупки через Интернет совершили 40 млн. человек из 73 млн. его пользователей в России. Каждый пятый покупатель оформлял заказ, используя мобильный телефон, а доля покупок, оплаченных банковской картой, возросла до 61,7%. При этом 80 млн. покупок на 6 млрд. долл. США пришлись на зарубежные Интернет-магазины, в результате чего доля трансграничной торговли в сфере «электронной коммерции» составила 30%.
Отношения в сфере «электронной коммерции» регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 497 «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара»); Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»), Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г . № 612.
Однако по мере глобального развития данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения, умело эксплуатируемые в повседневной практике недобросовестными участниками рынка в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес - сообщества.
Так, из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как «классические» продавцы (исполнители), они фактически оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя соблюдения прав потребителей на информацию о продавце (изготовителе, исполнителе), реализуемых товарах, предлагаемых услугах и др.
Не урегулирована деятельность «информационных посредников» (товарных агрегаторов), которые формально не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, но при этом выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров (услуг), которые в значительных масштабах (объемах) аккумулируются ими на своих Интернет-ресурсах (сайтах).
Следствием этого являются многочисленные злоупотребления и правонарушения, привлечь к ответственности за которые виновных лиц зачастую оказывается невозможно (в том числе, по причине отсутствия необходимой и достоверной информации о наименовании соответствующего хозяйствующего субъекта, его фактическом месте нахождения и т.д.). При этом в ситуации, осложненной иностранным элементом (особенно в условиях опережающего развития трансграничной торговли), ситуация с организацией в сфере «электронной коммерции» превентивного контроля (надзора) в целях недопущения массовых нарушений и защиты прав потребителей ещё более усугубляется.
Изменения, вносимые Проектом в Закон «О защите прав потребителей», направлены на восполнение пробелов в правовом регулировании соответствующих правоотношений и создание дополнительных механизмов для защиты прав потребителей, имеющих намерение приобрести либо приобретающих товары (услуги) в сети Интернет.
В указанных целях Закон «О защите прав потребителей» дополняется положениями, призванными на законодательном уровне закрепить лицо, определенное Проектом как «поставщик», в качестве самостоятельного субъекта ответственности перед потребителями.
Изменения, вносимые Проектом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом особенностей электронной коммерции предусматривают введение в качестве дополнительной формы административного приостановления деятельности блокировку соответствующих сайтов в сети Интернет на уровне их доменного имени.
Другие материалы
- 21.03.2024. XIII Международная научно-практическая конференция «ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2024»
- 15.03.2024. Пресс-релиз Союза потребителей РФ к Всемирному дню прав потребителей 15 марта 2024 года
- 27.01.2024. Обращение по поводу обусловленного включения питания в стоимость железнодорожных билетов
- 25.01.2024. В Волгодонске открылась Общественная приемная по вопросам защиты прав потребителей
- 23.01.2024. В магазинах "Пятерочка" и "Светофор" обнаружен фальсификат масла сливочного!
- 09.01.2024. Определен девиз Всемирного дня прав потребителей 2024
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?